20 июн. 2016 г.

Короткой строкой

  На днях попалась в руки книга Вячеслава Недошивина "Прогулки по Серебряному веку: Санкт-Петербург". 
 Сначала мне показалось, что книга восхитительна. Главы посвящены биографиям писателей Серебряного века. Почти вся их жизнь проносится перед нами. Попутно даются адреса питерских домов , где бывали, жили, останавливались, выступали  эти знаменитости. В свете предшествующей поездки в  любимый город мне хотелось взять ручку и записать некоторые из адресов.
  Но постепенно мне стало надоедать читать о том, кто и с кем спал, когда изменяли женам, сколько любовников имели... Например, Николай Гумилев никогда не интересовал меня со стороны "пылкого любовника". Для меня, в первую очередь, это муж Ахматовой, а еще - прекрасный поэт, который прекрасно  воспевал  далекую Африку. Или Маяковский... Меня всегда поражало, как этот "глашатай революции" (как нам всегда его преподносили)  имел тонкую ранимую душу. А в книге...?
   Сам автор пишет в предисловии: "Книга, которую вы держите в руках, довольно откровенна. Вы можете спросить: а есть ли предел откровенности в представленных очерках? Есть. Он ровно такой, каким был в первоисточниках – в мемуарах, воспоминаниях, письмах и дневниках моих героев. Вот еще почему, скажу заранее, никаких упреков иных пуритан вроде «подглядывания в замочную скважину» или «копания в грязном белье» я не принимаю. Во-первых, откровенным и даже грешным было само «серебряное» время. Во–вторых, знание любовных и прочих «интимных» обстоятельств помогает (что тут поделаешь?) понять и мотивы творчества, и поводы рождения стихов. А в-третьих, и это главное, – не будем забывать, что начиная с символистов (конец XIX века) основным принципом стихотворцев стало, как известно, соединение ЖИЗНИ поэта и его ПОЭЗИИ. Поэты считали (и в этом была известная революционность их), что надо «творить» не столько в стихах, сколько в жизни. И необычную жизнь эту «делать» потом, иногда сознательно бесстыдно (подчеркиваю для стыдливых!), «объектом» своей поэзии."
  Так неужели не стоит читать эту книгу? Не знаю... Наверное, стоит, только вот выбирать из нее то, что вам ближе: не "грязное белье" из огромного чемодана человеческой жизни, а  по крупицам вылавливать те алмазные россыпи, что стоит оставить потомкам. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий