10 июл. 2015 г.

Харпер Ли "Убить пересмешника"

   Харпер Ли написала свою повесть "Убить пересмешника" в 60-х годах. А повествование переносит нас в Америку 30-х. Обычный городок, обычные люди, которые живут по своим правилам. Они гордятся своей страной, которая им подарила  равные  правами, не зависимо от цвета кожи: белый или черный. Как все хорошо получается на словах. А на деле...
   Когда тебе 30-40 лет, ты не так сильно воспринимаешь несправедливость, которая твориться вокруг. Постепенно твоя душа привыкает к этому, а может быть ты даже подводишь под события свою "философскую базу". Но когда тебе только 7, ты многое не понимаешь, и на мир смотришь глазами своего старшего брата Джима или отца, адвоката, Аттикуса Финча. Тебе непонятно, почему,по мнению учительницы, уметь читать в первом классе - это плохо. Почему, по мнению общества, белой девочке ходить в гости к чернокожей няне не просто плохо,  а ОТВРАТИТЕЛЬНО. Почему, по мнению тети, маленькой девочке не пристало драться, ругаться, бегать с мальчишками. Почему? Почему? Почему?
   Столько разных вопросов возникает у главной героини, девочки Джин Луиза Финч, 7 лет от роду. На протяжении книги мы весь мир видим через призму ее восприятия. И наверное, это самый удачный ход, потому что взгляд ребенка еще не испорчен , не затуманен. Маленький человечек видит правду, какая бы она не была. Он четко знает: где - белое, а где -  черное. Только вот объяснить, почему же взрослые не видят таких простых вещей, порой, не может.
   В Википедии написано, что это произведение изучается почти во всех школах Америки. И вот в чем парадокс: книгу изучают, анализируют, а отношение к неграм так и остается неизменным. Последние события, где негров безнаказанно избивали и убили, это доказывают. НИ-ЧЕ-ГО не изменилось с 30-х годов в благословенной Америке!  Читаешь историю с оговором негра,  и сразу же всплывают слова "геноцид" и "расизм". А это повод читать книгу на уроке и обсуждать права людей с разным цветом кожи.


   P. S: В книге отметила для себя много плюсов: и проблематика (никуда от учительского взгляда не деться), и подача материала через призму восприятия девочки (такой прием очень понравился семиклассникам, когда читали "Мальчик в полосатой пижаме"), и перевод повести (читается легко и быстро). Все вкупе дает хороший материал для размышления, а значит и для уроков внеклассного чтения. 

4 комментария:

  1. Лариса, спасибо за отзыв. Обязательно прочитаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да, прочитать стОит. Возможно, отзыв сумбурный, но от души.

      Удалить
  2. Лариса, только сегодня в G+ нашла ссылку на список 50 произведений для подростков с сайта adme.ru. Невольно взгляд из списка вырвал эту книгу. Подумала, что надо прочитать, т.к. ранее не читала. И вот совпадение... Вы уже прочитали. Не могу сказать, что хочу очень прочитать её, что меня сильно волнует тема расизма, геноцида, но дурацкая привычка следовать данным обещаниям (пусть даже себе данным) побуждает к чтению. Зачем? Есть ощущение, что не все нужные книги в детстве я прочитала. Добираю сейчас.

    ОтветитьУдалить
  3. С удовольствием читаю ваш блог! Приглашаю вас присоединиться и поучаствовать в конкурсах нашего читательского дневника, который стал международным http://chitat-eto-pro100.blogspot.ru/ Будем рады вам!

    ОтветитьУдалить